Беллини, Якопо


Беллини, Якопо
(Bellini, Jacopo) Ок. 1400, Венеция — ок. 1470, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик XV в., основоположник Раннего Возрождения в Венеции. Ученик Джентиле да Фабриано. Отец венецианских живописцев Джентиле и Джованни Беллини; был связан семейными узами с Мантеньей, женатым на его дочери. Работал в Венеции, Падуе, Вероне, Ферраре. Сведения некоторых источников о работе во Флоренции и Риме совместно с Джентиле да Фабриано недостаточно достоверны. Якопо Беллини начал свой творческий путь в годы, когда венецианская живописная школа, сохранившая связь с византийско-готическими традициями, была одной из самых консервативных в Италии. Художник стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения. Несомненное значение для его формирования как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения — Уччелло (работал в Венеции в 1425—1431, в Падуе в 1445—1446), А. дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443—1453), а также контакты с Пизанелло. Возможно также его знакомство с крупнейшим теоретиком искусства Раннего Возрождения Л. Б. Альберти. В то же время, развивая в своем творчестве ведущие художественные идеи Раннего Возрождения, Я. Беллини находит их специфическое решение, тесно связанное с культурным и общественным климатом Венеции, ее историческими и культурными традициями. Основную часть творческого наследия Я. Беллини составляют два альбома рисунков большого формата (Париж, Лувр и Лондон, Британский музей), содержащие около 230 работ. Вопрос об их датировке является спорным; по-видимому, работа над альбомами могла быть начата во второй половине 1440-х и завершена в середине или второй половине 1450-х. Рисунки лондонского альбома, выполненные свинцовым штифтом, скорее всего, предшествуют парижским; среди последних преобладают листы, с почти ювелирной тонкостью проработанные пером и отличающиеся большей зрелостью стиля. Значительная часть последних — многофигурные сцены на темы из Священного Писания, в которых художник дал своим венецианским современникам примеры принципиально новых решений. Его интересы сосредотачиваются на трех проблемах: разработке принципов перспективного построения пространства, создании новой модели сложной многофигурной композиции и новых типов зданий. Эти проблемы были также в центре внимания крупнейшего теоретика итальянского искусства Л. Б. Альберти. Неизвестно, был ли художник знаком с трудами Альберти, но он нашел самобытное, близкое к духу венецианской культуры их решение. Главным мотивом, организующим композицию, у него становятся огромные, заполняющие почти всю поверхность листа порталы зданий или арок, в пролетах которых открывается глубокое пространство, построенное по правилам перспективы. Необычная растянутость в глубину этого пространства, отличающая перспективу Я. Беллини от перспективы Альберти, позволяет художнику развертывать действие не только на первом, но и на заднем плане, вовлекать в действие не только персонажи Священного Писания, но и многочисленных зрителей, ввести в повествование эпизоды из современной жизни. В графическом наследии Я. Беллини необычно большое место занимает также светская тематика — рыцарские и мифологические сцены, наброски сельских сцен. Наконец, архитектура является в этих рисунках не только фоном действия, но и самостоятельным художественным объектом. Разработанные Я. Беллини варианты огромного, сложного по своей структуре дворца, базилики, арки, центрического храма, в которых живописность и декоративное великолепие венецианской поздней готики сочетаются с классическими элементами и новыми архитектурными идеями, намного опередили реальное развитие венецианской архитектуры. Живописное наследие Я. Беллини дошло до нас очень фрагментарно. Немногие сохранившиеся живописные работы художника (Мадонна с Младенцем, Ловере, Музей Тадини; Св. Иероним, Верона, Музей Кастельвеккио; Распятие, Венеция, Музей Коррер) находят аналогии в его рисунках. Я. Беллини оказал значительное воздействие на формирование ренессансной живописной школы Венеции, на творчество ведущих венецианских живописцев второй половины XV в. — Джованни и Джентиле Беллини, Карпаччо.
Лит.: Смирнова И. А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994; Goloubew V. Les dessins de Jacopo Bellini. Bruxelles, 1908—1912. Vol. 1—2; Rotlisberger M. Studi su Jacopo Bellini. Bern, 1960; Joost-Gaugier C. Jacopo Bellini. New York, 1984; Eisler C. The Genius of Jacopo Bellini. Complete Paintings and Drawings. New York, 1989.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Беллини, Якопо" в других словарях:

  • Беллини, Якопо — У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини. Якопо Беллини Дата рождения: около 1400 Место рождения: Венеция, Венецианская республика Дата смерти: около …   Википедия

  • Беллини Якопо — …   Википедия

  • Якопо Беллини — Беллини, Якопо Дата рождения: около 1400 Место рождения: Венеция Дата смерти: около 1470 Место смерти: Венеция Жанр: итальянский художник …   Википедия

  • Беллини — Фамилию Беллини (итал. Bellini) носили несколько венецианских художников эпохи Возрождения: Беллини, Якопо (ок. 1400 1470). Беллини, Джентиле (ок. 1429 1507). Беллини, Джованни (ок. 1430 1516). Другие известные персоналии: Беллини, Винченцо… …   Википедия

  • Беллини —         (Bellini), семья итальянских живописцев основоположников искусства Возрождения в Венеции (см. Венецианская школа). Глава семьи Якопо Беллини (около 1400 1470/1471) при мягкой лиричности образов сохранял связь с готическими традициями (… …   Художественная энциклопедия

  • Беллини (семья итальянских живописцев) — Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев ‒ основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 ‒ 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕЛЛИНИ (живописцы) — БЕЛЛИНИ, семья итальянских живописцев (отца и двух его сыновей) основоположников искусства Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) в Венеции (венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве))): 1) Якопо (около 1400 1470/71), глава семьи …   Энциклопедический словарь

  • БЕЛЛИНИ Джованни — БЕЛЛИНИ (Bellini) Джованни, также Джамбеллино (около 1430, Венеция 29 ноября 1516, там же), один из величайших живописцев итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Обучался… …   Энциклопедический словарь

  • БЕЛЛИНИ — БЕЛЛИНИ, семья итальянских живописцев венецианской школы: Якопо (около 1400 70), работал в готической условной манере. Его сыновья: Джентиле (около 1429 1507), в портретах и многофигурных композициях запечатлели жизнь Венеции ( Процессия на… …   Современная энциклопедия

  • БЕЛЛИНИ — семья итальянских живописцев венецианской школы: Якопо (ок. 1400 70), архитектурным рисункам свойственна готическая условность. Его сыновья: Джентиле (ок. 1429 1507), в портретах, многофигурных повествовательных композициях запечатлел жизнь… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Беллини, Якопо» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.